17 октября 2022

Интервью с главным архитектором проектов Ильей Рычковым

Интервью с главным архитектором проектов Ильей Рычковым

Главный архитектор проектов Илья Рычков всегда на острие нестандартных задач и новых вызовов. 19 лет в архитектуре, из них 11 – в компании «Макси». На его счету участие в проектировании большинства торговых объектов компании, начиная с ТРЦ в Сыктывкаре, и разработка уникального офиса компании. Недавно добавилось новое направление – жилая недвижимость. Поговорили с Ильей о тенденциях современной жилой архитектуры и решениях, применяемых в наших проектах Maxi Life. Как, учитывая множество нюансов, проектируют уникальные жилые объекты.

Об актуальной жилой архитектуре

– Насколько сильно отличается проектирование жилья от общественных зданий, торговых центров?

– Кардинально отличается, на мой взгляд. В жилье мы выступаем на более конкурентном рынке, где больше стандартов и ценовых ограничений. Во-первых, надо максимально подстроиться под потребности будущих жильцов, удовлетворить и предвосхитить запросы большого количества людей. Во-вторых, мы должны вписаться в существующий рынок по стоимости квадратных метров, иначе это негативно скажется на динамике продаж.

Кроме того, жилая архитектура жестко регламентирована нормативными актами, соблюдение которых несет большое количество ограничений, в том числе влияющих на архитектуру. Дополнительно нужно принимать во внимание технологичность и продуманность инженерных решений, что в свою очередь позволит сократить стоимость и сроки строительства.

Так что каждый жилой проект – это сложный пазл, который нам необходимо собирать и балансировать, учитывая очень много факторов.

– Какие требования предъявляют к современному жилью покупатели и какие актуальные архитектурные решения применяются в наших проектах?

– Например, безбарьерная среда – это уже стандарт для современной жилой архитектуры. Здесь учитывается доступность объекта для маломобильных групп населения. Казалось бы, небольшая деталь – вход в подъезд без ступенек, но это каждый день сильно облегчает жизнь мамам с колясками и пожилым людям.

Maxi Life в Череповце

Также от новых домов ожидают продуманных внутренних пространств общего пользования. В каждом подъезде – колясочная, индивидуальные помещения для хранения, электронная система доступа и видеодомофоны. При большой протяженности жилого дома предусматриваем сквозные подъезды с отдельным выходом во двор и на парковку. (Подробнее о холлах Maxi Life здесь).

От привычной типовой застройки нас также отличают теплые лоджии. Запрос на них существует давно, раньше люди сами их стеклили и согласовывали утепление, но теперь юридически это сделать практически невозможно. А в наших проектах это базовая функция: мы изначально продумали технические решения, чтобы включить лоджии в теплый контур здания. Получается полноценное функциональное пространство, достаточно широкое (1,4 м), чтобы организовать здесь рабочее место, зону отдыха или даже разбить ботанический сад. Имея такую лоджию, можно уединиться даже в небольшой квартире. А тем, кому это не нужно, мы предложим квартиры до 6-го этажа – там нет лоджий, зато более просторные кухни-гостиные.

Французские балконы Maxi Life в Вологде 

В ряде проектов реализуем французские балконы. Их глубина минимальна – 60 см, но они позволяют сделать окна в пол и насытить квартиру естественным светом. Можно распахнуть двери и таким образом увеличить пространство комнаты.

В отличие от лоджий, французские балконы не остеклены, это открытое пространство. Некий интерактивный девайс, который можно в течение года использовать по-разному. Летом – поставить стул и выпить чашку кофе, наслаждаясь видом. Выставить цветы. Зимой – слепить снеговика и украсить балкон гирляндами.

Террасы на крыше Maxi Life в Вологде  

Еще из интересных решений – угловое остекление и террасы на крыше, они будут у некоторых квартир. А вот увеличенные окна у нас везде – максимально опускаем подоконники, чтобы запустить в помещения больше пространства и света.

Все особенности наших проектов не перечислишь. Мы сейчас экспериментируем с разными решениями и будем смотреть, какие предложения окажутся наиболее востребованы, учтем строительную практику и обратную связь от жильцов. Чтобы понимать, какие решения надо оставить, какие изменить, какие предложения расширить. Наш продукт будет постоянно находиться в режиме модернизации, эволюции: каждый следующий проект должен быть лучше предыдущего! 

Пример углового остекления Maxi Life в Вологде

Уплотнить городскую среду

– Сейчас «Макси» строит дома в Архангельске и Череповце, но также разрабатываются проекты целых жилых комплексов в других городах. Чем квартальная застройка принципиально отличается от точечной?

– При точечной застройке объект располагается в сложившейся городской инфраструктуре. Плюсом данных локаций обычно являются развитая дорожная сеть, общественный транспорт, магазины и социальные объекты. С другой стороны, участок как правило небольшой, и ты ограничен его конфигурацией, прилегающей застройкой, что может накладывать ограничения и требовать дополнительных компромиссов. Приходится бороться за возможность использовать каждый квадратный метр. В подобных локациях сложно обойтись без большого количества заборов, чтобы обеспечить приватность территории. (Подробнее о дворах Maxi Life читайте здесь).

При квартальной застройке участок больше, и у архитектора шире возможности для маневра. Ты можешь формировать облик целого квартала, зонировать территорию не только забором, но и расположением домов. Можешь лучше спланировать парковки, въезды и выезды – создать самодостаточный кластер в городской среде. Предложить разное по классу и типу жилье. Для людей квартальная застройка более удобна и дает ряд преимуществ.

Проект квартала Maxi Life в Вологде на ул. Возрождения

 – С проектами жилых кварталов мы переходим уже в контекст городской застройки. Какие тенденции здесь наблюдаются?

– Есть мировой тренд на уплотнение городской среды, при этом все больше внимания уделяют общественным пространствам, благоустройству, организации велосипедной инфраструктуры и продуманному общественному транспорту, минимизации челночных миграций. Широкое распространение получила концепция «15-минутный город», то есть вся инфраструктура должна быть в пешей доступности. Человек не должен ехать в центр города в аптеку или стоять два часа в пробках, чтобы отвезти ребенка на кружок. Все больше современных жилых комплексов даже в средних городах используют подземные парковки, так как самый ценный и ограниченный ресурс в городской среде – это земля, и отдавать ее под унылые парковки не самое лучшее решение.

Наши города достаточно рыхлые, неплотные. Мы наследники советской школы градостроительства: широкие проспекты с высоким трафиком, большие дворы с бесхозными и запущенными пустырями. Это ярко видно по Череповцу.

Это делает город разреженным: увеличивается расстояние, которое людям надо преодолевать каждый день, растягивается инфраструктура, растет нагрузка на общественный транспорт, требуется больше социальных объектов с учетом их радиуса обслуживания. Больше людей старается купить автомобили, чтобы преодолевать эти большие расстояния – а значит, надо еще больше парковок и дорог. Получаются города для машин, а не для людей.

– Что же делать? Как застройщик мы можем повлиять на городскую среду?

– Мы как девелоперы можем отчасти продумать среду внутри своего квартала – что мы и стараемся делать, вынося парковки за периметр двора, прокладывая велодорожки, предусматривая социальные услуги в своем микрорайоне. Но за пределами нашего комплекса жители все равно столкнутся с дальнейшей городской инфраструктурой.

Проект квартала Maxi Life в Вологде на ул. Возрождения

Прогрессивные страны уже научились на своих ошибках: когда в борьбе с пробками увеличиваешь количество полос на дороге – получаешь увеличение количества машин. Вместо этого они начали развивать общественный транспорт – его пропускная способность на порядок выше, чем у личного автомобиля.

В Вологде процесс выделения полос для общественного транспорта встретил большое сопротивление. Чтобы общественный транспорт стал востребованным, он должен быть быстрее с учетом пробок, ходить регулярно и часто, быть комфортным. А ведь чем больше ты принижаешь общественный транспорт, тем хуже он становится: нет поддержки подвижного состава, он ходит с задержками. В результате все пересаживаются на автомобили и пробок становится еще больше. Поэтому сейчас крупные города вкладываются в общественную транспортную систему, они уже увидели ценность этого ресурса, ко всему прочему еще и более экологичного.

Нет маленьких задач

– Жилые проекты Maxi Life — это интеллектуальный и творческий труд большого числа людей. Мы работаем в плотной связке как внутри департамента проектирования, так и с нашими коммерческими подразделениями, строителями. У каждого из нас свой фокус внимания: эффективнее продать, сокращать издержки, увеличивать производительность и технологичность.

Я курирую творческие составляющие проектов, чувствую ответственность за конечный продукт. Ведь архитектура – это весь комплекс решений объекта, начиная от посадки здания, благоустройства территории, планировочных решений и заканчивая дверной ручкой. У нас нет маленьких задач.

Проектирование стартует первым и к моменту реализации объекта может пройти 3-5 лет. Поэтому архитектору всегда нужно мыслить наперед и следить за намечающимися тенденциями, идти за лидерами рынка. Нам надо еще многому научиться, мы пока нарабатываем компетенции, но уже стараемся привносить общемировые тенденции в свою архитектуру, делать ее максимально интересной, актуальной.

В вологодском регионе рынок жилья находится на низкой базе — хорошие современные комплексы пока обходят нас стороной. Но думаю, что все очень быстро поменяется, у нас есть варианты раскачать эту историю! Хочется привнести такие решения, чтобы ориентировались уже на нас.