Свет – один из самых сильных инструментов, преображающих пространство. Он задает настроение и атмосферу, подчеркивает детали и акценты. На наших объектах со светом работают плотно. Главный архитектор проектов Илья Рычков рассказал, как световой дизайн используется в архитектурной подсветке и ландшафтном благоустройстве наших жилых домов.
Архитектурная подсветка
Во всех смыслах яркая особенность домов Maxi Life – архитектурная подсветка. Нечастая практика в жилой недвижимости, она помогает сделать наши дома архитектурными доминантами, украшением города. Подсветка подчеркивает архитектуру здания, учитывает его расположение, поэтому для каждого объекта разработан свой проект.
– В Maxi Life на Луначарского используем несколько типов подсветки, – рассказывает Илья Рычков. – Линейная засветка по верхнему парапету подсвечивает акцентный угол здания, который выходит на основные улицы, Комсомольскую и Горького, он хорошо виден с мостов и со стороны вокзала. Этот градостроительный угол больше всего выявлен архитектурой фасада, поэтому мы сделали светящийся контур. Использовали прожектора без рассеивателей, которые дают максимально мягкий, равномерный белый свет.
Как акцентные элементы мы подсвечиваем фальш-пилоны – пилястры, вертикальные выступы на фасаде, свободные от окон. Подсвечивая эти линейные элементы, мы выводим их на первый план, задаем новую динамику фасаду. Здесь использовали светильники с узким лучом, чтобы ярко высветить вертикальность пилонов, и прожектора с узким лучом, чтобы залить более широкие плоскости.
Также на здании присутствует аварийная подсветка, технически необходимая. Ее мы тоже подчеркнули, включив в общий ансамбль. В основном архитектурная подсветка на Луначарского расположена на внешнем фасаде, а со стороны двора больше работает ландшафтная подсветка.
Maxi Life на Луначарского в Череповце
На доме в Архангельске мы подсвечиваем другие элементы, потому что отличается и само архитектурное решение. Здесь акцентным является угол, выходящий на проспект Выучейского. Он подчеркнут более сложным премиум материалом – терракотой, которую мы дополнительно выделяем и с помощью подсветки.
Хаотично расположенные элементы отделки дробят фасад, перебивают монотонность окон, меняют масштаб, объединяя большие элементы в новые структуры. И эту же тему мы продолжаем подсветкой терракотовых пилонов, задавая динамику вверх: внизу подсвечено меньше, вверху больше. Используем линейные светильники с узконаправленной оптикой, чтобы луч пробивал дальше.
Если говорить про новые ЖК в Вологде – на Медуницинской и Возрождения – здесь архитектурный и световой акценты так же сосредоточены на терракоте. Подсветка как дополнительный инструмент будет подчеркивать сильные стороны наших объектов.
Визуализация Maxi Life на Медуницинской в Вологде
Для комфорта жильцов
Как объяснил Илья, работу подсветки настраивают либо по времени, чтобы свет включался и выключался в определенные часы, либо по уровню освещенности: фотоэлемент определяет, когда достаточно стемнеет, чтобы включить лампы, и наоборот. В наших проектах учитываются оба варианта, можно менять настройки в зависимости от желания заказчиков – в этом проявляется некий элемент «умного дома», где подсветка работает автоматически.
– Особенность и сложность подсветки жилой архитектуры в том, что необходимо учитывать визуальный комфорт жильцов. Не светить людям в окна в вечернее время, когда они отдыхают или спят. Мы не можем, как с общественными зданиями, торговыми центрами, просто взять и полностью залить фасады светом прожекторов с парковки. Даже освещая благоустройство, нужно следить, чтобы не было засвета в квартирах, – подчеркнул Илья.
Многоуровневая ландшафтная подсветка
В ландшафтном благоустройстве свет выполняет и технические функции, и декоративные: зонирует пространство, делает его удобным и безопасным, выступает элементом дизайна.
Во дворе необходимо создать определенный уровень освещенности, подсветить основные функциональные зоны. Поэтому к технической можно отнести подсветку парковок, основных проходов, входных групп. Например, освещение у калитки помогает подошедшему человеку спокойно найти ключи, разглядеть домофон и т.д.
– Подсветка во дворе многоуровневая, – раскрывает дизайнерские нюансы Илья. – Первый уровень – опоры освещения. Наиболее высокие, 6-метровые, мы используем, например, на парковке, удаленной от окон квартир. Высокие фонари освещают большую площадь и при этом не засвечивают первые этажи. В пешеходных зонах двора обычно используем более приватные и компактные опоры высотой 4 метра.
Дальше фокусируем внимание на входных группах. Они должны быть зоной безопасности, а значит максимально освещенными. Подсвечиваем зону перед входом в подъезд, а благодаря остеклению видим и то, что находится внутри. На первом этаже в холле постоянно горит свет.
Еще один уровень подсветки приходится на малые архитектурные формы: перголы, качели, детские площадки и др. Дополнительные источники света создают уютное камерное пространство.
Следующий уровень освещения – метровые декоративные столбики, подсвечивающие основные диагональные пешеходные дорожки. Они пока не смонтированы, но предусмотрены во всех проектах, в том числе в самом большом вологодском дворе новостройки на Возрождения. А еще ниже будет подсвечена скамья у центральной клумбы.
И в архитектурной, и в ландшафтной подсветке есть еще много нюансов, мы продолжаем обучаться, набирать опыт. Всегда стремимся что-то улучшить, пробуем новое, ищем нестандартные решения, – отметил Илья Рычков.
Визуализация Maxi Life на Выучейского в Архангельске
Принципы светового дизайна продолжаются в интерьерах общественных пространств дома. Какие приемы подсветки применяют в холлах наших жилых домов, зачем меряют температуру света и как добиваются уникальных решений, расскажем в следующей статье.